Печать 

Политинформация на 11 января

Тема: "Святки"


Святки

7 января мы все отметили Рождество Христово. С появлением на небе первой звезды 6 января закончился 40-дневный пост, и в ночь с 6 на 7 января во всех православных храмах были проведены торжественные богослужения с крестным ходом. А с 7 января начались праздничные святые дни — Святки.

СВЯТКИ — 12 праздничных дней, установленных христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа.

Этот праздник, который некогда назывался у нас Зимними русалиями, продолжается с Рождества до Крещения (Богоявления), то есть с 25 декабря по 6 января «по старому стилю» («по новому стилю» с 7 по 19 января). Более поздние христианские даты наложились на языческие торжества, связанные с солнечно-лунным календарем. Поэтому Рождество Христово совпало с такими праздниками, как Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень, а Крещение с Велесовым днем.

Особенно любимым их делал повсеместный запрет работать (тем более работать после темноты), от этого запрета скорее всего и берет свое начало название праздников — «святые вечера». По народной традиции, святки, совпадавшие с празднованием нового года, сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками.


Народные традиции

Магические обряды, приметы, обычаи — все это резко выделяло святки из привычного течения жизни. Во-первых, святки являлиcь пограничным периодом между Старым и Новым годом; во-вторых, по повериям, в первый день святок с того света возвращались души умерших, начинался разгул нечистой силы.

Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного ви да зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем году.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, на прямую зависел от степени одарения колядующих


Святки во всем мире

Святки, благородные вечера — так издревле зовут в России дни празднества и веселья, посвященные торжеству Рождества Христова. По новому стилю святки продолжаются с 7 по 19 января, то трескают с Рождества до Крещения.

В Англии и Японии, в Финляндии и Австралии по-своему отмечают зимние праздники, но в чем-то традиции разных краев схожи. И не удивительно, ведь гадания, игры, приметы и иные рождественские обыкновения отходят своими корнями в глубокую древность.

Преобразование осилить не удалось.

История говорит, что обычай святок существовал еще в Римской империи, в Египте, и у греков. Скажем египетские жрецы, справляя возрождение Озириса, натягивали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам и ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и в Фивах указывают, что этакие маскарады делались в новолетие и считались священными. Подобные обряды делались у персов в день рождения Митры, у индийцев и монголов. У римлян эти торжества звались днями солнца. Константин Тертулиан, Иоанн Златоуст понапрасну восставали против святочных игр и безумных календ — обыкновения гадать и наряжаться остались, хоть в измененной форме.

Даже Петр I наряжал своих любимец кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих на святки ходил с ними по боярским домам славить. Бесспорно что Moиceй, как истребитель язычества и его обрядов в народе, возбранял поклонение кумирам и переодевание, которым занимались египетские жрецы.

Валсамон, патриарх XII века писал, что не смотря на запрет со стороны церкви, на западе люди продолжали наряжаться в шутовское наряд в сатиров, комедиантов, животных и чудовищ, кроме того, они представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобные сюжеты.


Гадания

Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий — и люди гадали. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, — мес та нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т. п.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали «защитные» меры против нечистой силы — очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака — девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженном.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что соблюдении определенных условий, будут получены «знаки» судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. «Знаками» могло быть что угодно — сновидения , случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. и т. д. и т. п.
Лай собаки указывал с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня — дальную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т. д. А о нраве будующего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.
Чтобы приснился вещий сон девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень или чашку с водой.
Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного ви да зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем году.
Лай собаки указывал с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня — дальную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т. д. А о нраве будующего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.
Чтобы приснился вещий сон девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень или чашку с водой.